В описании к нашим фототурам мы всегда указываем, что не обязательно быть профессионалом, чтобы принять участие в туре. Будет интересно всем, и профи пейзажной фотосъемки, и продвинутым любителям и совсем новичкам.

Потому что основная задача гидов в фототуре это привести вас в очень красивое место в правильное время. И по-этому снять там достойный кадр реально каждому, все зависимости от опыта. Всегда есть что-то, что просто проситься в объектив. И особенность фототура в том, что мы все имеем уникальную возможность наблюдать красоту природы в самое «яркое» время.

Так что в шутке: «да хоть на телефон» есть доля шутки, как говорят. Да, можно и нужно снимать на телефон. У мобилографии есть ряд преимуществ:

  1. Вы сразу получаете готовый кадр, который можете прямо «в поле» разместить в социальной сети или просто отправить друзьям или родным;
  2. Все инструменты для обработки фотографии с телефона у вас «под рукой», есть масса интересных мобильных приложений с мощным функционалом;
  3. Телефон всегда с вами.

Про этот момент хочется рассказать немного подробнее. Однажды я ходила в фотошколу, и нам там кроме теории, рассказывали еще и фото истории. Одна просто врезалась в память. Она рассказывала о фотографе, который «фотографировал» на пуговицу, когда под рукой не было камеры. Увы, я совершенно забыла, о ком шла речь, но зато хорошо запомнила смысл.

Чем чаще мы снимаем, чем чаще приучаем себя «видеть» кадр, тем быстрее мы с вами переходим из категории «новичок» в «продвинутый любитель». Про профессионалов я молчу, потому что мое мнение, фотограф-профессионал это просто фотограф, для которого съемка основной источник дохода. И никоим образом это не показывает ни качества его работ, ни уровня.

В отличие фотографа, имя которого я вспомнить не могу, у нас с вами вместо пуговицы вполне себе совершенные камеры. В нашем мобильнике. И грех просто не извлекать из них максимум.

Ну и кроме того, мы с вами можем увидеть интересные сценки, природные явления, которые снимать на камеру смысла нет. Вот однажды я (что-то эта статья про меня получается) видела редчайшие облака Кельвина-Гельмгольца в Крыму. В тот самый момент, когда мы ехали в нашем фототуре на подснежники на точку. Облака эти нестабильные, а снимать с трассы такое себе: останавливаться нельзя, только из окна. Ну, вот и щелкнула на ходу на свою мобильную камеру. Зато у меня фотография этих облаков есть, пусть она не представляет художественной ценности, но для меня она интересна.

Надеюсь, я достаточно убедительна. Мобилографии быть. Тем более, даже крупный конкурс 35awards принимает мобильные снимки в отдельной категории.

Если возражений нет, давайте с вами поговорим о том, как красиво фотографировать на телефон.

Часть 2. Как красиво фотографировать на телефон

Красиво понятие субъективное. У каждого оно свое. Но мы совершенно однозначно знаем, что у нас не красиво:

  • Это технический брак на снимках: смаз, высокий уровень шума, промах по фокусу;
  • Отсутствие сюжета, или, если хотите, идеи — непонятно, что в кадре;
  • Кривая обработка, сюда я в первую очередь отношу цвета «вырви глаз», а во вторую неестественные цвета, например синие лица или зеленое солнце.

Давайте постараемся с вами разобрать каждый тип ошибки, как она появляется, и как ее избежать.

Если вы хотите понять, как научиться красиво фотографировать на телефон, нужно в первую очередь смириться с тем, что снимать на мобильную камеру можно только в определенных условиях. Например, на профессиональную камеру вы можете снимать в любое время, хоть днем, хоть ночью. Но получить крутой кадр шансов больше в «режимное время» или при наличии определенных условий. Это мы про пейзаж, если что. Съемка портрета в синий час это не про то.

Я стараюсь днем камеру вообще не доставать, ну в редких случаях. Потому что почти всегда это заканчивается пополнением папочки «всякое фуфло» и комментарием «черт его знает, как это обработать». А вот фотографии, сделанные в режимное время, чаще интересные, чем просто «нащелканные» днем, потому что место красивое. Кавказ вот до сих пор не могу доделать, как раз по этой причине. Место красивое, фото ну… не очень.

То же самое и с телефоном. Если вы будете снимать в подходящее время, брака будет меньше.

Часть 3. Как научиться красиво фотографировать на телефон

Стараться снимать в оптимальное для мобильной фотографии время. Это днем. Мало какие мобильники, по крайней мере, сейчас, имеют такую оптику, что вы можете снимать и в условиях нехватки света.

Снимаем днем

Пока действует такое правило. Чем светлее, тем лучше. Что, кстати, даже неплохо. Телефон вас подстрахует, когда нет смысла снимать на «взрослую оптику».

Днем вам сложнее получить:

  • Нечеткий снимок, размазанный например, потому что у вас слишком большая выдержка;
  • Промахнуться по фокусу, так как автофокус телефона хорошо работает на лица и контрастных объектах;
  • Получить много шума на снимке, так как телефон задерет у вас ISO, чтобы сделать кадр в темного, и вы получите кадр плохого качества.

Давайте сразу договоримся, здесь и сейчас про автоматический режим. Потому что настройка ручного режима съемки на мобильнике требует:

  • Времени: а мы с вами решили, что телефон это способ сделать «мгновенный» кадр;
  • Опыта: если вы не знаете, что такое выдержка и как ее выбирать в зависимости от ситуации, то надо начать с азов именно съемки, это общие правила, которые работают не только для телефона, но и для фото, так что тут мы на этом не будем останавливаться.

Чтобы получить красивый кадр, то, что вы снимаете, должно быть равномерно освещено. Получить классный кадр против солнца тяжело и с обычной камерой, на телефон не возможно.

У вас не должно быть как ярких, так и очень темных участков. Нет, у вас не получится скорее всего поймать блик моря на воде, или снять человека в гроте. Но если очень хочется, то наводитесь на самый светлый объект, так вы хоть силуэт красивый получите.

Стараемся поймать главный объект

Камера у телефона идеально заточена для того, чтобы делать кадры для социальных сетей. Для инстаграмма, самой популярной фото-сети, это квадрат. Для остальных можно использовать такую-же компоновку. Значит это только одно, вы сильно ограничены в пространстве, которое позволяет вам передать сюжет или главное действующее лицо снимка.

Вы можете поспорить, есть же и панорамы, и широкий угол. Есть, но с большой долей вероятности вы рискуете получить нагромождение объектов на снимке, без ярко выраженного смысла. Так что старайтесь делать так, чтобы «главный герой» кадра занимал не менее, чем 30% вашего экрана. Не верите, посмотрите сами, какие сюжеты выскакивают в ТОП в инстаграмме.

  • Если вы снимаете на обычную камеру, старайтесь размещать главный объект таким образом, чтобы у вас он занимал не менее трети экрана;
  • Телевик нужен, чтобы «дотянуться» до объекта, если нет возможности поднести к нему камеру ближе, ну и в ряде случаев телевик «замылит» фон;
  • Широкий угол хорошо использовать, если надо внести геометрические искажения, он будет прекрасно увеличивать по центру кадра, и уменьшать и вытягивать предметы по краям; не верите, просто снимите свой нос и можете немного посмеяться;

Здесь надо немного остановиться на таком понятии, как законы экспозиции. Если не вдаваться в подробности, то для телефона корректнее всего использовать правило третей. Собственно, он вам сам подсказывает, ведь при запуске камеры на почти всех моделях есть сетка: три вертикальных полосы и три горизонтальных. Вот идеально, если главный объект будет располагаться на их пересечении, если он круглый (ракушка, мяч, глаз модели), или по горизонтальной линии, если это что-то «прямоугольное»: скала, линия горизонта, край скалы или берег моря. Экспериментируйте! Общество не даст вам ошибиться, наибольший интерес вызовут те снимки, которые следуют этим правилам.

После того, как вы сделали красивый снимок, его надо подготовить к публикации в социальных сетях. Если вы пользуетесь встроенными фильтрами инстаграм, то можете сразу пролистнуть в конец, где я прошу поделится статьей в социальной сети или оставить комментарий 🙂

Вообще, лично я всегда стараюсь делая пейзаж «большой» камерой, сделать еще кадр и на мобильник, чтобы потом при обработке воспроизвести именно те цвета, которые были в реальности. Камера в телефоне в этом случае честная.

Но иногда можно и нужно обрабатывать свои снимки. Я это делаю в SnapSeed.

Часть 4. Обработка фотографий на телефоне

SnapSeed интуитивно понятный и мощный редактор с огромным количеством возможностей.

Он позволяет скорректировать:

  • Резкость
  • Кривые
  • Поправить баланс белого (синие лица)
  • Откадрировать ваше фото под популярные социальные сети
  • Исправить перспективу
  • Добавить эффекты: виньетку, зерно, сделать размытие фона и многое другое — экспериментируйте.

Мое мнение, что в этом приложении достаточно: поправлять баланс белого, и в некоторых случаях добавлять резкости и насыщенности цветам. Но главное, без фанатизма.

Дело в том, что кадры с ядреными цветами привлекают внимание в ленте, но только потому, что они отвратительны. Отвратительное часто обращает на себя внимание, вот новостники этим пользуются.

Единственное, что я считаю, допустимо, например, выделить один цвет, например, яркую розу. Но это уже вопросы художественной обработки и тут нет точного понятия, как надо. Главное, чтобы у ваших зрителей глаза не вытекали.

Вот мы и перешли к заключительной части. Здесь вы можете оставить комментарий, если вам есть что дополнить или спросить, или поделиться статьей в своих социальных сетях, если она показалась вам полезной.

В зависимости от вашей реакции, я буду или продолжать писать про мобильную фотографию, или вернусь в лоно классики.